?

Log in

Про шкаф Монтессори

« previous entry | next entry »
Nov. 19th, 2015 | 07:57 pm

Проработав с детьми кучу лет, я выискивала для себя удобные системы и просто способы, приемы и приемчики для развития детей. Такие, которые были бы удобны мне как педагогу, психологу и родителю. И больше всего таких приемов я нашла, работая по системе Монтессори. Не все мне там нравится, но некоторые вещи просто спасают жизнь теперь, когда у меня двое собственных детей появилось. Вот хочу про них рассказать.
Один из главных принципов - детям предоставляется свобода в выборе занятия и делается все, чтобы поддержать эту самостоятельность. Это же просто бесценно для ленивой мамы с несколькими детьми;) правда?;) Как? Очень просто - особой организацией пространства для игр. Правила организации очень простые (возможно тут будет немножко отсебятины, прошу прощения у строгих адептов Монтессори, но все же я пишу о своем опыте).
Итак - Общие принципы (многа букв)

1. Все игры и игрушки должны быть красивыми и привлекательными. Это значит ничего сломанного, порванного, страшного, непонятного, старого и дряхлого - все на помойку или, если жалко лично вам, - в коробку и на чердак. У детей очень сильно чувство прекрасного, и можно еще его поразвивать и укрепить, да и интереснее играть с красивым, правда?

2. Все игры должны стоять красиво на своих местах. Шкаф с играми не должен быть захламлен. Доступ к каждой игрушке должен быть свободен. Т.е каждую коробку или поднос ребенку можео легко достать и поставить потом обратно на место. Никаких завалов! В идеале - одна коробка с одним заданием или одна игрушка на полке. Этого сложно добиться, да, но старайтесь убрать или выкинуть ненужное и найти побольше шкафов, полок или тумбочек.

3. Кажый набор игрушек должен быть в своей коробке или на подносе. Опять же - так проще взять поиграть и поставить на место. И убирать кстати тоже просто.
С этим у меня пока сложно - колокольчики и кубики пока без коробок. И вообще проблема с тарой, но я все ищу красивые и удобные. Но набор для счета, или, например, карточки с картинками животных, у меня уже в отдельных коробках живут.

4- желательно, чтобы место для игр было на некотором расстоянии от шкафа, можно даже в другой комнате, чтобы дети не плюхались прямо у полок и не перегораживали друг другу доступ. И двигаться опять же полезно. Но это все в идеальном вакуумном варианте:) а в однокомнатной квартире это конечно сложно сделать. Но порядок можно организовать в любом пространстве.

5- одна игрушка одного типа!:) без дублей. Это учит детей делиться, меняться и ждать своей очереди. Да, дерутся и плачут сначала, но потом учатся! У нас дома только две одинаковые плюшевые кошки (так как это звери для личного комфорта) и два пупса. Все остально в одном варианте - одна коляска, одна качалка, один велосипед. Учу детей выбрать что-то еще, другое, подождать пока освободится желаемое. Знаю, что для мам двух и более детей это проблема. Но представьте себя на месте учителя - иметь по 10-20 вариантов всего? Не выйдет!:) так что мне лично нет проблем отправить одного ребенка на качалку, если ему очень хочется велосипед, который взял второй. То же самое с пирамидками- "да, я понимаю, тебе очень хочется поиграть с пирамидкой, так как ее взяла сестра, но вот смотри есть еще другие игрушки, выбери кубики или лего, подожди, пока она доиграет и даст тебе". Можно предложить поиграть вместе, если все мтороны согласны.
Вообще есть еще одно правило - брать играть только то, что стоит на полке. У товарища с коврика не отбирать, подождать, пока игрушку вернут на место. Конечно это не для случаев совместных игр. Если дети садятся играть вместе или вы организуете совместную игру - тут правило обобщается, и все делается вместе (и убрать на полку тоже - один складывает игру в коробку, второй относит) - и этому сначала тоже конечно надо учить и контроллировать процесс, чтобы не дрались.

6 - отдельные коврики (помимо общего ковра и вне зависимости от погоды и типа полов:). Этот прием учит детей уважать личное пространство другого, концентрировать внимание на "своей работе" и быть ответственным за свое рабочее место. Я пока коврики не купила, но к двум годам планирую. Лучше полосатые, чтобы потом на них учиться "писать" - выкладывать из букв слова.

Ну т.е. самое главное - это красота, удобство, чистота и доступность. Чтобы к шкафу прям хотелось подойти и удобно было взять то, что хочется, не разгромив и не раскидав по пути все остальное. И главное, чтобы ребенок мог это делать сам, без вашей помощи, и не подпрыгивая до высокой полки.
Все, что ребенку вы дать для самостоятельных игр не готовы - держите в закрытом шкафу и выдавайте и убирайте сами (крупы, воду, пластилин, краски) - это для игр под наблюдением или совместных занятий. Там тоже удобно пользоваться отдельными контейнерами для разных активностей.

В идеале ребенок к полке подходит, берет двумя руками понравившуюся коробку или поднос, и несет его играть на свой коврик или столик. И поиграв, складывает все в коробку (ставит на поднос) и возвращает все на место. Принцип - один ребенок с одной игрушкой на своем месте.
Конечно этому надо учить - показывать и проговаривать - "вот смотри, подходим к шкафу, выбираем, берем, аккуратно несем на коврик/столик, садимся, играем, а теперь складываем и несем назад на место. Отлично. А теперь можно выбрать что-нибудь еще". Научить этому ребенка несложно, главное показывать и напоминать. В 2,5-3 года ребенку уже не составит труда выполнять эти правила. Ну может только после очень активных игр все придется убирать родителям и раз в неделю пыль протирать и перебирать особо хитрын наборы или обновлять. А пока, до 2х лет, да - надо подойти 3-4 раза в день и быстренько все раскиданное поставить на место, это занимает считанные секунды.

Оговорюсь еще, что это все относится к организованной обучающей игре. "Свободные" и эмоциональные игры-бесилки дети конечно не забросят, будут играть с мячами, мишками и куклами как хотят, но когда они входят в пространство шкафа у них есть возможность организованно взять коврик, взять работу, поиграть - убрать работу на место, в самом конце свернуть и убрать коврик. А дальше при желании - идти играть в другие игры и игрушки, сваленные как попало в коробки в другом конце квартиры:) В системе Монтессори этого нет, но я лично считаю, что рядом с организованностью и порядком должно быть место и хаосу, художественному бардаку - для развития творческих и прочих способностей очень важно, чтобы была возможность случайно навалить кучу всего разного и придумать из ее компонентов новое гениальное нечто. Главное найти гармоничное сочетание порядка и беспорядка, чтобы всё как в жизни)



Примеры игр и игрушек (немного картинок)

В шкаф и на любые другие полки можно ставить все, что есть, любые игрушки. В системе Монтессори еще обязательно есть место для тазика, тряпочки и веника - угол для стирки и уборки. Дети, начиная лет с полутора обожают "уборку" - и это очень важно поддерживать, если вы хотите вырастить помощников по хозяйству, пусть даже сначала это больше обратный процесс, нежели наведение чисоты. Уборка должна приносить радость с самых ранних лет. Говорю как человек ненавидящий веники и швабры;) Эта ненависть очень отравляет мне жизнь, так что я решила сделать все возможное, чтобы дети смеялись, вытирая столы и полы тряпками и вазюкая швабрами по полу.
Но я отвлеклась) Сейчас пока я собрала в шкафу игры для развития мелкой моторики, словарного запаса (сюда входят предметные фотокарточки и книги) и начального счета и понятий "форма", "размер" и "цвет". После двух уже можно добавить больше математики, цифры и буквы. До двух лет основные развиваюшие игрушки - это различные пирамидки, сортеры, простейшие паззлы, кубики и сладывающиеся друг в друга миски и стаканчики. Для развития музыкального слуха я еще добавила колокольчики. Роль "сенсорных корзин" пока выполняют просто коробки с остальной горой игрушек. Но в принципе и их тоже можно рассортировать на "ферму", "море", "лес", "стройка", "продукты" и пр. темы.

Примеры игрушек -


Чудесный сортер - сортировка по размеру и при желании по цвету (наклейки на дно идут отдельно, я их пока не приклеивала, цвета еще рано, да и поджсказки не хочу давать)

И второй сортер -


И вот еще прекрасный набор для начальной математики - тыц

развитие мелкой моторики - тыц

отличные карточки - плотные, трудно погнуть и погрызть - вот такие

Пирамидку рекомедую вот такую - там прямая палка, без утолщения и хорошо выраженая разница в размерах колец. очень сложно было найти.


Развитие мат способностей, мелкой моторики, координации и всего на свете - коробочки с отверстиями (можно сделать из коробки от ботинок или влажных салфеток и бросать крышки рахные), а можно купить вот такое -


Я купила парочку таких в аутлете Монтессори - эти коробки с дыркой можно с года даже давать.




А из силиконовых мисочек вот таких

и шумящих яиц вот таких

у меня чисто случайно получился отличный набор "подбери по цвету" - поставила все на бамбуковый подносик - получилась красота. Дети пока не втыкают, что к чему, но с яйцами играют с удовольствием.

Ну и стаканчики - классика жанра


Еще у меня в шкафу стоят две коробки с моими самодельностями - шумящие бутылочки с фасолью, чечевицей и пр. крупами внутри - надо найти пару (сенсорное развитие). И коробка с вот такими математическими "карточками" из войлока и пуговиц.

Кстати, тут виден и идеальный коврик для игр.

Вот тут еще есть мой старый подробный пост про разные развивашки, но он больше для детей постарше, там многое можно проглотить, так что на возраст 2-3 года.

И важное про книжки - в идеале нужен отлельный шкаф, или полка в читальном уголке (рядом со стульчиком или диванчиком). У меня пока отдельная полка в шкафу рядом с диваном, на котором мы читаем книги. Главное, чтоб книжек было не очень много и они стояли так, чтобы их удобно было брать, не уронив остальные. Т.е. вариант с набитой полкой, или книги стопочкой - не подойдет. Мечтаю о шкафчике, где книжки обложкой вперед можно ставить. Но хотя бы, чтобы крешки было видно и за них удобно было брать. С книгами можно делать то же самое, что и с игрушками - убирать часть подальше, оставлять в открытом доступе книг 10, и менять время от времени репертуар.

Еще раз фотка шкафа


Пара сортеров под книгами - стандартые, есть в любом доме наверняка. Кубики без коробки - непорядок. И еще на заднем плане стоит сенсорная коробка с разными всякими мелочами (любые мелкие игрушки и тряпочки пока что сойдут). Ну и в большой коробке просто свалены все остальные игрушки (у меня таких две - меня местами раз в пару месяцев). Колокольчики планирую использовать в паре с пианино тоже по аналогии с игрой "найди пару", не знаю, как рано и получится ли у детей слышать одинаковые ноты, пока что они просто бренчат ими.

Сил нет писать про каждую игру. Надеюсь продолжить потом подробнее отдельно про самые интересные, если попросите конкретно;)

Link | Leave a comment | Share

Comments {21}

aaquaa2

(no subject)

from: aaquaa
date: Nov. 20th, 2015 03:13 am (UTC)
Link

Обалдеть! Спасибо огромное за этот пост и детальное обьяснение, просто кладезень советов и идей. Чувствую себя ужасной матерью. Буду читать и перечитывать, ты меня вдохновила.

Reply | Thread

Elena Samsonova

(no subject)

from: shimshoni
date: Nov. 20th, 2015 12:23 pm (UTC)
Link

Эй, я не для того писала, чтобы кто-то почувствовал себя плохой матерью! Я же кучу лет училась на детского психолога и работала с детьми, так что нечего сравнивать! И описываю идеальную ситуацию, дети обычно годам к 3м годам только осваивают такой способ работы (с2х до 3х вместе со взрослым лучше всего так играют). Надо написать пост с картиками, как в реальном времени мои играют, чтобы комплексы у тебя пропали:)

Reply | Parent | Thread

Яздундокта, она же Снандулия

(no subject)

from: ntl
date: Nov. 20th, 2015 03:22 am (UTC)
Link

для книжек лучше всего дисплей - есть есть место, конечно
http://www.amazon.com/Tot-Tutors-Book-Primary-Colors/dp/B000IHJF60/
его можно и самим сделать

Reply | Thread

Elena Samsonova

(no subject)

from: shimshoni
date: Nov. 20th, 2015 12:11 pm (UTC)
Link

Да, я такой и имела в виду. Лень картинку было вставлять) стоит у меня в вишлисте, жду, когда жаба утратит бдительность) сами делать точно не будем.

Reply | Parent | Thread

Яздундокта, она же Снандулия

(no subject)

from: ntl
date: Nov. 20th, 2015 01:15 pm (UTC)
Link

На крегслисте не встречается?

Reply | Parent | Thread

Elena Samsonova

(no subject)

from: shimshoni
date: Nov. 20th, 2015 01:21 pm (UTC)
Link

У нас тут какой- то странный кг, особенно после НЙ наверное, но складывается ощущение, что люди отдают мусор и хотят за него приличных денег. Ничего нормального я еще тут не находила. И когда пробовала продать - писали только какие-то убогие, которые хотят все бесплатно и с доставкой, или мозг полощут. Не работает короче в районе Олбани кг)

Reply | Parent | Thread

Яздундокта, она же Снандулия

(no subject)

from: ntl
date: Nov. 20th, 2015 01:22 pm (UTC)
Link

эх!

Reply | Parent | Thread

voleala

(no subject)

from: voleala
date: Nov. 20th, 2015 04:00 am (UTC)
Link

Вах! Спасибо. Буду думать

Reply | Thread

Elena Samsonova

(no subject)

from: shimshoni
date: Nov. 20th, 2015 01:22 pm (UTC)
Link

Не за что) чем богаты)

Reply | Parent | Thread

курносая задира

(no subject)

from: myrtill
date: Nov. 20th, 2015 06:37 am (UTC)
Link

Расскажи, как ты с ними читаешь. Вот у меня одна любит книги и согласна сидеть минут пять на коленях, пока я читаю.
Но вдвоем они не сидят.
А если по одной,  то вторая тут же лезет тоже на руки и начинается драка.

Reply | Thread

Elena Samsonova

(no subject)

from: shimshoni
date: Nov. 20th, 2015 01:06 pm (UTC)
Link

Ну куда же без драк?;) я держу книгу "от себя", картинками к детям (привычка еще с рабочих времен) - представь как читать книгу 5-10ти детям? На колени сажаю редко - это радость для одного ребенка, когда второй спит. Обычно они стоят перед мной (один, а потом второй подбегает), а я сижу с книгой на коленях и листаю ее перед ними. Еще инода кладу книгу на диван сбоку от себя, и они рядом перед ней стоят и смотрят. И их приучила приносить книгу и класть на диван - им так удобнее листать.
У Рошели бывают периоды истерик -" хочу чтобы мама читала только мне!" - и она отпихивает брата. Или идет драка, когда оба хотят лично листать или смотреть разные картинки. Это жизнь) драться перестают годам к 3м-4м только.

Reply | Parent | Thread

курносая задира

(no subject)

from: myrtill
date: Nov. 20th, 2015 02:38 pm (UTC)
Link

Ты почаще такие посты пиши!  У нас тут детский психолог, надо пользоваться!

Reply | Parent | Thread

Elena Samsonova

(no subject)

from: shimshoni
date: Nov. 20th, 2015 05:59 pm (UTC)
Link

Гы) не надо мною пользоваться) следующий такой пост если и будет, то через полгода - про возраст после 2х лет)

Reply | Parent | Thread

торчок

(no subject)

from: 4upikova
date: Nov. 20th, 2015 06:32 pm (UTC)
Link

О! И я так же читаю. Иногда просто садимся все вместе на пол вокруг книжки. Ещё и старший подтягивается, хотя книги ему "маловаты", но участвовать хочется))

Reply | Parent | Thread

курносая задира

(no subject)

from: myrtill
date: Nov. 20th, 2015 07:06 pm (UTC)
Link

А с тобой все время кто-то дома, если один спит, второй на руках?
Мои всегда в одно время спят, иначе никак..

Reply | Parent | Thread

Elena Samsonova

(no subject)

from: shimshoni
date: Nov. 20th, 2015 08:13 pm (UTC)
Link

Муж дома, но я его не использую для этого. Зачем? У меня сын днем меньше спит. Так когда он просыпается, я его уношу из спальни и играю с ним, а дочь дрыхнет еще 30-40 минут сама. И вечером тоже - сын может уснуть на полчаса раньше, так как днем раньше встал, ну тогда я с дочерью сижу еще немного.

Reply | Parent | Thread

торчок

(no subject)

from: 4upikova
date: Nov. 20th, 2015 06:30 pm (UTC)
Link

Вот это да! Восхищает такая методичность и серьёзный подход.
Мне тоже близка идея шкафа с полками, и я стараюсь её воплощать. И мысль, что у каждой игры/набора должно быть свое "личное пространство" тоже нашла отклик у меня. Хотя подруги считают меня странной, у них все игрушки вперемешку хранятся в ящиках и коробках. Но я ещё по опыту с сыном увидела, что детям так сложнее играть, в хаосе не могут найти нужное и вообще игры превращаются в расшвыривание.
Но как же сейчас сложно это организовать! Раньше игрушек было мало. А теперь от них деваться некуда. У старшего три ящика с мелким лего, у малышни большая коробка лего дупло, посуда, еда, сортеры-пирамидки, кубики, машинки плюс гараж, военные игрушки, медицинский набор, инструменты, большая коробка "глазастых игрушек" - кукол и животных. И это не считая всякой разношерстной ерунды. Так сложно это хранить в порядке. Но я стараюсь!))
И да, я тоже не дублирую игрушки (но иногда дарят парное). Иначе мы в них просто утонем!

Reply | Thread

Elena Samsonova

(no subject)

from: shimshoni
date: Nov. 24th, 2015 12:36 pm (UTC)
Link

организовать сложно, особенно когда места мало. но с другой стороны, когда места мало, то организовывать нужно, чтобы не захлебнуться совсем. мои вот тоже с большой коробкой играют путем выброса всего и размазывания по полу, думаю ее убрать нафиг.

Reply | Parent | Thread

наблюдатель и провокатор

(no subject)

from: nabludatell
date: Nov. 24th, 2015 10:41 am (UTC)
Link

А у меня складывается впечатление, что это - не более чем коммерческая завлекаловка. :)
У меня всё было с точностью до наоборот - что не помешало мне вырасти очень творческим человеком. :) А когда я попробовала сделать монтессори-доску для своих мелких - ее с негодованием отвергли. Ведь НАСТОЯЩие крючки, выключатели и пр - куда интереснее!

Reply | Thread

Elena Samsonova

(no subject)

from: shimshoni
date: Nov. 24th, 2015 12:28 pm (UTC)
Link

Ну коммерциализировать можно все, что угодно) А можно взять книжку, почитать, и взять понравившиеся идеи бесплатно. Вообще эта система создавалась для бедных детей из детских садов, богатые в то время с гувернантками дома учились. Что с ней стало в наше время - другой вопрос. И она не для развития творческих способностей совсем, а просто для воспитания. Лучше всего, кстати, по ней развиваются математические способности. Вопрос и не том, что эта система развивает, - вырастают все дети, - а какие воспоминания останутся о детстве, и как поудобнее родителям на диване устроится;)
И настоящее всегда лучше игрушечного. Но не всегда это настоящее есть в открытом доступе. У моих нет настоящих крючков и выключателей там, где они могут с ними играть самостоятельно, так что они очень любят доски (я им сделала две разных). И в детском саду не разрешишь же всем играть в настоящими выключателями, правда?;)

Reply | Parent | Thread

наблюдатель и провокатор

(no subject)

from: nabludatell
date: Nov. 25th, 2015 07:08 pm (UTC)
Link

Я тоже не хочу разрешать им играть с настоящими выключателями. Но ничего не могу поделать - никакие заменители им не катят!

Reply | Parent | Thread