?

Log in

Начало грамматики

« previous entry | next entry »
Jul. 27th, 2016 | 12:38 pm

Словарный запас и фонематический слух - основы изучения языка. Развитие их начинается с развитием слуха. Так что разговоры с животом и чтение книжек младенцам это тоже их развитие. А вот около трех лет (кому-то с 2,5, а кому-то и в 4) можно начинать более точечные и структурированные занятия. Но с упражнениями в книгах и с картинками в этом возрасте детям не так интересно заниматься, а вот игрушечки - самое оно.
Я начала собрать две "фонематические" коробки с мелкими игрушками и разнообразными предметами и разложила их по первым звукам.
Две коробочки для развития словарного запаса и фонематического слуха у трехлеток (2,5-4,5 года). Разложила всевозможные мелкие предметы по ячейкам "первый звук", - будем учить русский и английский. Еще не все звуки нашла, но это буквально за один вечер поиска по сусекам. Подробнее в жж опишу методику. Рекомендую всем такое собрать и брать по два-три предмета на два-три звука и раскладывать под соответсвующей буквой на коврике.


В идеале хорошо найти по три предмета на каждую букву, но с некоторыми буквами это затруднительно, а с некоторыми легко набирается и по 5-7 предметов (а с ь, ъ и ы так вообще невозможно;). Занимательная статистика в действии:) Но работаем с тем, что есть. Тем более в 2,5 года для начала хватит 5-6ти букв/звуков.
В системе Монтессори есть уже устоявшееся деление алфавита на группы по 5-6 букв (в английском первый набор a-b-c-m-t), но можно начинать с чего угодно, с любимых букв и/или букв имени. В русском я взяла набор к-м-т-а, чтобы и с аналогичной латиницей было пересечение (ну в согласных звуках хотя бы), а в английском a-c-m-t. Хорошо, чтобы в первом изучаемом наборе была гласная, - тогда можно быстро научить читать слова из трех букв, не зная целого алфавита.
И самое главное - в Монтессори начинают учить не названия букв (эль, эм, би, си), а звуки, которые они обозначают ([л], [м], [b], [k]), считая, что это облегчает обучению чтению. И учат не заглавные буквы, а строчные, их в книгах больше. Но какую бы вы систему не выбрали, Зайцева, Монтессори или любую другую, научить ребенка распознавать первый звук в слове всегда полезно.
Играть с предметами можно уже после того, как ребенок выучил первые несколько букв/звуков, а можно учить в процессе. (Кошка любит звук Ккк, собака любит звук Ссс, мама - Ммм, и т.д.)
К изучению второго набора переходят только после того, как ребенок выучил и хорошо ориентируется в первом наборе. Ну невозможно в 3 года запомнить все 27 букв, а тем более 33. Но такие простые слова как "мама", "папа", "кот", "там", cat, bat, ребенок сможет уже читать зная всего 5-6 букв. Для этого не нужно помнить про ч, щ или xyz. Потом постепенно добавляются новые наборы, а старые регулярно повторяются.
Вот пример занятия с русским алфавитом.
First Russian lesson


А для самаого начала можно взять две буквы, "м" и "а", например, и подобрать по 3-4 предмета с первым звуком м и а, сложить их в мешочек и играть.
Вытаскивать по одной игрушке, спрашивать, "что это?", называть первый звук и класть рядом с соответствующей буквой. Если не нашлось предметов, а хочется побольше практики, то можно заламинировать картинки или найти карточки, но это уже немного другое занятие получится.
Можно так же большие игрушки брать. Мелкие я собираю для удобства хранения и детям конечно эти коробки не даю, чтобы не растеряли. А большие можно подобрать по дому и сесть позаниматься 5 минут.

Link | Leave a comment | Share

Comments {5}

Marushator

(no subject)

from: marushator
date: Jul. 31st, 2016 12:37 pm (UTC)
Link

Эх, моим явно рано :( не заинтересовало их. Надеюсь, позже получится.

Reply | Thread

Elena Samsonova

(no subject)

from: shimshoni
date: Jul. 31st, 2016 05:14 pm (UTC)
Link

В среднем ближе к 3м лучше начинать, когда буквы уже заинтересовали и несколько звуков уже называют. Тогда на знакомые буквы можно подбирать предметы. И да, просто периодически показывать, раскладывать и называть, ждать, когда интерес появится.

Reply | Parent | Thread

Marushator

(no subject)

from: marushator
date: Aug. 1st, 2016 09:16 am (UTC)
Link

Спасибо, учту.
Вот хотела с тобой посоветоваться, если можно :) выбираю садик, у нас тут с этим всё плохо. Собственно, на финишную прямую вышли обычный бесплатный государственный со всеми вытекающими (строем на горшок, все лепят гусеничку, утренники-снежинки и вот это всё) и садик Монтессори с кучей, сумасшедшей кучей недостатков, но зато без "армии".
И вот в садике Монтессори нет ничего, кроме собственно класса Монтессори. То есть пришли, погуляли, класс, обед, сон, класс, гулять или по домам.
И вот я думаю, 3-4 часа класса Монтессори в день для двухлеток - не многовато ли? Хотелось бы музыкальные какие-то занятия, или спортивные. Даже и рисование-пение, или та же лепка, только чтоб не пинками, а хочешь - лепишь. А тут вот НИЧЕГО. Это нормально или нет?

Reply | Parent | Thread

Elena Samsonova

(no subject)

from: shimshoni
date: Aug. 1st, 2016 12:49 pm (UTC)
Link

Я бы еще воспитателей сравнила, если есть возможность. Можно найти родителей, у которых дети в госсадике и пораспросить, какие воспиталки нормальные, а кикактм ни в коем случае нельзя попадать и узнать, кто вашу группу будет вести. И потом уже решать. В монтессори ты наверное уже представляешь, кто есть кто. Если воспитатели любящие, то пофиг в какой они системе работают, главное, чтобы внимательно к ребенку относились.
И в Монтессори вообще должна быть и зарядка, и музыка (хотя бы в виде песенок), и лепить и рисовать детям мы лично давали каждый день. Так что опять - от препода зависит многое.

Reply | Parent | Thread

Elena Samsonova

(no subject)

from: shimshoni
date: Aug. 1st, 2016 12:53 pm (UTC)
Link

А на счет 3-4х часов в Монтессори - так они же играют там, а не строем ходят. В Монтессори каждый делает то, что ему интересно на данный момент за исключением 20ти-30 минут, когда они в круге сидят. Поэтому в любом возрасте все занятия идут без напряга, хоть 8 часов.

Reply | Parent | Thread